Воля Божия в жизни человека.

Многие люди хотят жить правильно, но немногие знают, ЧТО ЗНАЧИТ жить правильно и как этого достичь? В частности, каждый человек желает быть счастливым, чтобы в его жизни и в жизни его близких все было хорошо. Это касается всех аспектов жизни человека — в работе, в личной жизни, в самореализации, в общении с другими людьми.

1) Не складывается карьера: то, на что он потратил много лет, может быть, пол-жизни — оказывается недостижимым или перестает его удовлетворять, давние мечты начинают казаться чем-то эфемерным и наивным, а жизнь слишком сложной. Приходится выбирать между мечтой и реальностью. Тогда человек вдруг теряет смысл всех своих стремлений и надежд, не может найти себя ни в какой деятельности.

2) Проблемы в личной жизни: тот человек, который был ему дорог, вдруг предает или показывает себя с дурной стороны, становится чужим, а жизнь без него — пустой и бессмысленной. Человек не может понять, как такое могло случиться в его жизни. Он не может понять, где он ошибся и почему так произошло, а новые отношения приводят к новым ошибкам.

3) Обстоятельства жизни меняются. Вы вынуждены переехать в другой город или страну. Тех связей и дружеских отношений, как в том, городе, откуда Вы переехали, Вам уже не найти. Все это осталось в прошлом. Вам от этого очень тяжело, но вернуться обратно вы не можете…. Таких проблем может быть очень много, и в конце концов Вы понимаете, что решить их все правильно абсолютно невозможно.

Когда человек сталкивается с проблемами в своей жизни, порой очень болезненными, он начинает работать над собой, над своей жизнью, бороться со своими недостатками, пытаться решить своими силами и разумом порой неразрешимые и противоречивые задачи. На этом пути он сталкивается со всевозможными препятствиями и противоречиями, и в первую очередь — с противоречиями внутри себя. Появляются мучительные вопросы: Как поступить правильно? Что я должен сделать в данной ситуации? Куда я должен поехать, чтобы решить проблему? Что изменить, чтобы не сталкиваться с болезненными ситуациями в будущем?

И, как это не может показаться невероятным — на все эти вопросы ЕСТЬ ОТВЕТ. И такой ответ, который поможет если и не решить все проблемы, но дать глубочайший мир и спокойствие душе. И для этого нужно обратиться к корню всех проблем на земле. Это проблема человеческой воли. Мы знаем, что наша воля в наших руках, мы можем распоряжаться ей как хотим. Но всегда ли наши желания и стремления приводят к положительному результату? Опыт показывает, что нет. Во-первых, исполнение наших желаний может быть недостижимо. Во-вторых, даже если мы получаем то, чего усиленно добивались — нас это разочаровывает. В-третьих, наши желания могут вступать в противоречие с совестью и даже с общественными законами. Наконец, сами законы, которые ограничивают наши желания и стремления, оказываются далеки от идеала. И опять возникает мучительный вопрос: что делать?

И ответ на этот вопрос очень прост и всегда один: нужно делать то, что хочет от Вас Бог и поступать так, как Он повелевает в любой ситуации. Но почему человек должен слушать какого-то Бога, в Которого почти даже и не верует, и не уверен в Его бытии?  Потому что (попрошу принять все сказанное далее за истину, даже если Вы не уверены, что Бог есть):

  1. Бог, будучи Всесовершенным, Всеблагим и Всемогущим существом, до Которого ничего не было и после Которого ничего не будет, по своей непостижимой любви к будущему творению создал весь мир, материальный и духовный и в конце творения создал человека, причем вложил в него стремление к Себе, то есть к Создателю и свободную волю, которая есть отражение Личности Бога в Человеке.
  2.  Все, что создал Бог, в том числе и человек, было совершенным. В мире не было катаклизмов, бед, войн и противоречий. Во главе всего стоял человек, как царь природы и венец творения — мира материального и духовного. Он был сотворен по образу и подобию Божию. То есть он был совершенным, но его совершенство не было полным. Он был создан стремящимся к полному совершенству через подражание своему Создателю, то есть Богу. Все силы души человека — ум, воля и чувство — были в согласии и служили высшему своему предназначению — человек стремился к бесконечному совершенству, то есть Богу через уподобление Ему.
  3. Для блага человека, чтобы тот не навредил самому себе, Бог дал человеку закон — то есть заповеди, которые служили бы преградой от недолжного самоопределения и не дали бы человеку нарушить его богозданное блаженство. Все это человек должен был делать добровольно, а самое главное — это служение добру и Богу не только было условием блаженства, но и было источником его блаженного состояния, потому что человек был так создан. Таким образом, человек был свободен, и эта свобода предусматривала как исполнение, так и неисполнение воли Создателя. Подчинение воле Божией было гарантией его благополучие и было не отношением раба к Господину, а сына к Отцу.
  4. Чтобы человек не был одинок в этом мире, Бог дал ему подобного ему — женщину. Союз мужчины и женщины должен был служить к возрастанию их в любви к Богу и между собой, а также умножить число разумных тварей, пользующихся благами Божиими. Для большего блаженства, полноты и совершенствования Бог поместил первых людей в раю, который был и духовным и материальным одновременно.
  5. Человек нарушил гармонию мира, во главе которого поставил его Бог через непослушание, послушал дьявола, который обещал ему «сделать его богом» через нарушение воли Создателя. Тем самым человек сделал себя неспособным к общению с Богом, был изгнан из рая и лишен первозданной гармонии как в самом себе, так и в мире. Все силы души, лишенные общения и стремления к единому центру — Богу — стали действовать отдельно, три составляющие существа человека — дух, душа и тело также перестали правильно взаимодействовать. Человек стал подобен машине, в которой обнаружилась поломка, неминуемо должная привести весь механизм к разрушению. Этот внутренний разлад внутри человека стал действовать так, что появилось непонимание, ненависть и разлад между людьми, человек утратил власть над другими творениями — природа восстала на бывшего своего повелителя и обратилась против него. Ум человека помрачился и стал приводить к неправильным представлениям о Творце, мире (обо всем творении) и о человеке, появилось язычество, плотские грехи,ненависть между людьми, убийство и войны. Воля человека стала служить себялюбию и самообожествлению, начало которым было положено в первородном грехе. Чувство стало услаждаться грехом и отвращаться от всего доброго. Человек все более дичал и отдалялся от Бога. А что еще более ужасно, то греховная порча проникла в самые тайники жизни, то есть в процесс самопроизводства человека. Он стал рождать потомков таких же, как он сам — то есть падших и с испорченной волей, зараженных себялюбием и гордостью. Это семя греха, должное прорасти в каждом новорожденном члене человечества, было названо первородным грехом и уничтожалось только смертью.

Итак, воля человека перестала служить ему как должно. Человек стал безвольным в отношении делания добра и усердным к деланию зла. Это еще больше усугубляло его и без того неприглядное положение. Вся история человека — это история бед и несчастий, к которым привело недолжное самоопределение человека. Испорченность воли стало большой проблемой для него, а счастье — недостижимым при его настоящем падшем состоянии. Чтобы вернуться к своему первозданному состоянию человек должен был исцелить свою волю, привести ее в порядок. Но препятствием к этому служил сам человек. Получался замкнутый круг, из которого человека мог вывести только Бог.

И вот Сам Бог приходит в мир в образе Человека, исполняет закон через послушание Своему Небесному Отцу, умирает на Кресте, уничтожая первородный грех, воскресает, возвращая человеческую природу в ее первозданное состояние. А главное — Он показывет пример земной жизни — совершенной, радостной и полноценной, путь, который ведет человека к гармонии с Богом, природой, самим собой и другими людьми. Он также дает и средства к исцелению своей духовной природы — Святую Церковь с ее Таинствами.

Таким образом, сообразование воли человеческой с волей Божественной и является целью жизни человека для достижения им в своей жизни гармонии и полноты бытия, а также для достижения им жизни будущего века, исполненной совершенства, смысла и радости. Но это согласие человеческой воли с Божественной является не такой простой задачей. Вообще воля Божия дана в Божественном Откровении, которое условно можно разделить на две части — Священное Предание и Священное Писание. Но даже при наличии этих духовных средств, мы не всегда можем правильно понять Божественный Закон. Нужны толкователи. Такими толкователями божественного Закона были Святые отцы — святые, которые путем исполнения заповедей Божьих достигли такой чистоты сердца и ясности ума, при которой воля Божия в жизни человека становилась для них очевидной. Они оставили после себя свои богодухновенные (вдохновленные Богом) творения или писания, касающиеся разных аспектов христианского совершенства. Многие из них писали о Промысле Божьем в жизни человека, но немногим удавалось охватить эту тему во всей полноте и многообразии. К тому же каждый человек индивидуален, следовательно, один Бог знает, каким путем ему идти, что делать, а чего не делать, к чему стремиться, а чего избегать. Как это понять — целая наука, искусство из искусств. Поняв волю Божию о себе, человеку становится понятным и другое — как Бог управляет миром, Его Божественный Промысл, всепремудрое и всеблагое управление Его всем миром (вселенной).

Наиболее точно и полно об этой теме  сказано в книге замечательного русского святого конца XVII — начала XVIII вв., иерарха Русской Православной Церкви — святителя Иоанна Тобольского. Название книги — «Илиотропион, или сообразование воли человеческой с волей Божественной». Книга уникальная в своем роде. В ней дается понятие о Промысле Божием и о том, как воспитать свою волю, так, чтобы она была послушна Божественной воле, то есть высшему и совершенному Закону бытия.

Скачать книгу в формате PDF вы можете по ссылке: Илиотропион или сообразование воли человеческой с волей Божией

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *