Многие люди хотят жить правильно, но немногие знают, ЧТО ЗНАЧИТ жить правильно и как этого достичь? В частности, каждый человек желает быть счастливым, чтобы в его жизни и в жизни его близких все было хорошо. Это касается всех аспектов жизни человека — в работе, в личной жизни, в самореализации, в общении с другими людьми.
1) Не складывается карьера: то, на что он потратил много лет, может быть, пол-жизни — оказывается недостижимым или перестает его удовлетворять, давние мечты начинают казаться чем-то эфемерным и наивным, а жизнь слишком сложной. Приходится выбирать между мечтой и реальностью. Тогда человек вдруг теряет смысл всех своих стремлений и надежд, не может найти себя ни в какой деятельности.
2) Проблемы в личной жизни: тот человек, который был ему дорог, вдруг предает или показывает себя с дурной стороны, становится чужим, а жизнь без него — пустой и бессмысленной. Человек не может понять, как такое могло случиться в его жизни. Он не может понять, где он ошибся и почему так произошло, а новые отношения приводят к новым ошибкам.
3) Обстоятельства жизни меняются. Вы вынуждены переехать в другой город или страну. Тех связей и дружеских отношений, как в том, городе, откуда Вы переехали, Вам уже не найти. Все это осталось в прошлом. Вам от этого очень тяжело, но вернуться обратно вы не можете…. Таких проблем может быть очень много, и в конце концов Вы понимаете, что решить их все правильно абсолютно невозможно.
Когда человек сталкивается с проблемами в своей жизни, порой очень болезненными, он начинает работать над собой, над своей жизнью, бороться со своими недостатками, пытаться решить своими силами и разумом порой неразрешимые и противоречивые задачи. На этом пути он сталкивается со всевозможными препятствиями и противоречиями, и в первую очередь — с противоречиями внутри себя. Появляются мучительные вопросы: Как поступить правильно? Что я должен сделать в данной ситуации? Куда я должен поехать, чтобы решить проблему? Что изменить, чтобы не сталкиваться с болезненными ситуациями в будущем?
И, как это не может показаться невероятным — на все эти вопросы ЕСТЬ ОТВЕТ. И такой ответ, который поможет если и не решить все проблемы, но дать глубочайший мир и спокойствие душе. И для этого нужно обратиться к корню всех проблем на земле. Это проблема человеческой воли. Мы знаем, что наша воля в наших руках, мы можем распоряжаться ей как хотим. Но всегда ли наши желания и стремления приводят к положительному результату? Опыт показывает, что нет. Во-первых, исполнение наших желаний может быть недостижимо. Во-вторых, даже если мы получаем то, чего усиленно добивались — нас это разочаровывает. В-третьих, наши желания могут вступать в противоречие с совестью и даже с общественными законами. Наконец, сами законы, которые ограничивают наши желания и стремления, оказываются далеки от идеала. И опять возникает мучительный вопрос: что делать?
И ответ на этот вопрос очень прост и всегда один: нужно делать то, что хочет от Вас Бог и поступать так, как Он повелевает в любой ситуации. Но почему человек должен слушать какого-то Бога, в Которого почти даже и не верует, и не уверен в Его бытии? Потому что (попрошу принять все сказанное далее за истину, даже если Вы не уверены, что Бог есть):
- Бог, будучи Всесовершенным, Всеблагим и Всемогущим существом, до Которого ничего не было и после Которого ничего не будет, по своей непостижимой любви к будущему творению создал весь мир, материальный и духовный и в конце творения создал человека, причем вложил в него стремление к Себе, то есть к Создателю и свободную волю, которая есть отражение Личности Бога в Человеке.
- Все, что создал Бог, в том числе и человек, было совершенным. В мире не было катаклизмов, бед, войн и противоречий. Во главе всего стоял человек, как царь природы и венец творения — мира материального и духовного. Он был сотворен по образу и подобию Божию. То есть он был совершенным, но его совершенство не было полным. Он был создан стремящимся к полному совершенству через подражание своему Создателю, то есть Богу. Все силы души человека — ум, воля и чувство — были в согласии и служили высшему своему предназначению — человек стремился к бесконечному совершенству, то есть Богу через уподобление Ему.
- Для блага человека, чтобы тот не навредил самому себе, Бог дал человеку закон — то есть заповеди, которые служили бы преградой от недолжного самоопределения и не дали бы человеку нарушить его богозданное блаженство. Все это человек должен был делать добровольно, а самое главное — это служение добру и Богу не только было условием блаженства, но и было источником его блаженного состояния, потому что человек был так создан. Таким образом, человек был свободен, и эта свобода предусматривала как исполнение, так и неисполнение воли Создателя. Подчинение воле Божией было гарантией его благополучие и было не отношением раба к Господину, а сына к Отцу.
- Чтобы человек не был одинок в этом мире, Бог дал ему подобного ему — женщину. Союз мужчины и женщины должен был служить к возрастанию их в любви к Богу и между собой, а также умножить число разумных тварей, пользующихся благами Божиими. Для большего блаженства, полноты и совершенствования Бог поместил первых людей в раю, который был и духовным и материальным одновременно.
- Человек нарушил гармонию мира, во главе которого поставил его Бог через непослушание, послушал дьявола, который обещал ему
«сделать его богом» через нарушение воли Создателя. Тем самым человек сделал себя неспособным к общению с Богом, был изгнан из рая и лишен первозданной гармонии как в самом себе, так и в мире. Все силы души, лишенные общения и стремления к единому центру — Богу — стали действовать отдельно, три составляющие существа человека — дух, душа и тело также перестали правильно взаимодействовать. Человек стал подобен машине, в которой обнаружилась поломка, неминуемо должная привести весь механизм к разрушению. Этот внутренний разлад внутри человека стал действовать так, что появилось непонимание, ненависть и разлад между людьми, человек утратил власть над другими творениями — природа восстала на бывшего своего повелителя и обратилась против него. Ум человека помрачился и стал приводить к неправильным представлениям о Творце, мире (обо всем творении) и о человеке, появилось язычество, плотские грехи,ненависть между людьми, убийство и войны. Воля человека стала служить себялюбию и самообожествлению, начало которым было положено в первородном грехе. Чувство стало услаждаться грехом и отвращаться от всего доброго. Человек все более дичал и отдалялся от Бога. А что еще более ужасно, то греховная порча проникла в самые тайники жизни, то есть в процесс самопроизводства человека. Он стал рождать потомков таких же, как он сам — то есть падших и с испорченной волей, зараженных себялюбием и гордостью. Это семя греха, должное прорасти в каждом новорожденном члене человечества, было названо первородным грехом и уничтожалось только смертью.
Итак, воля человека перестала служить ему как должно. Человек стал безвольным в отношении делания добра и усердным к деланию зла. Это еще больше усугубляло его и без того неприглядное положение. Вся история человека — это история бед и несчастий, к которым привело недолжное самоопределение человека. Испорченность воли стало большой проблемой для него, а счастье — недостижимым при его настоящем падшем состоянии. Чтобы вернуться к своему первозданному состоянию человек должен был исцелить свою волю, привести ее в порядок. Но препятствием к этому служил сам человек. Получался замкнутый круг, из которого человека мог вывести только Бог.
И вот Сам Бог приходит в мир в образе Человека, исполняет закон через послушание Своему Небесному Отцу, умирает на Кресте, уничтожая первородный грех, воскресает, возвращая человеческую природу в ее первозданное состояние. А главное — Он показывет пример земной жизни — совершенной, радостной и полноценной, путь, который ведет человека к гармонии с Богом, природой, самим собой и другими людьми. Он также дает и средства к исцелению своей духовной природы — Святую Церковь с ее Таинствами.
Таким образом, сообразование воли человеческой с волей Божественной и является целью жизни человека для достижения им в своей жизни гармонии и полноты бытия, а также для достижения им жизни будущего века, исполненной совершенства, смысла и радости. Но это согласие человеческой воли с Божественной является не такой простой задачей. Вообще воля Божия дана в Божественном Откровении, которое условно можно разделить на две части — Священное Предание и Священное Писание. Но даже при наличии этих духовных средств, мы не всегда можем правильно понять Божественный Закон. Нужны толкователи. Такими толкователями божественного Закона были Святые отцы — святые, которые путем исполнения заповедей Божьих достигли такой чистоты сердца и ясности ума, при которой воля Божия в жизни человека становилась для них очевидной. Они оставили после себя свои богодухновенные (вдохновленные Богом) творения или писания, касающиеся разных аспектов христианского совершенства. Многие из них писали о Промысле Божьем в жизни человека, но немногим удавалось охватить эту тему во всей полноте и многообразии. К тому же каждый человек индивидуален, следовательно, один Бог знает, каким путем ему идти, что делать, а чего не делать, к чему стремиться, а чего избегать. Как это понять — целая наука, искусство из искусств. Поняв волю Божию о себе, человеку становится понятным и другое — как Бог управляет миром, Его Божественный Промысл, всепремудрое и всеблагое управление Его всем миром (вселенной).
Наиболее точно и полно об этой теме сказано в книге замечательного русского святого конца XVII — начала XVIII вв., иерарха Русской Православной Церкви — святителя Иоанна Тобольского. Название книги — «Илиотропион, или сообразование воли человеческой с волей Божественной». Книга уникальная в своем роде. В ней дается понятие о Промысле Божием и о том, как воспитать свою волю, так, чтобы она была послушна Божественной воле, то есть высшему и совершенному Закону бытия.
Скачать книгу в формате PDF вы можете по ссылке: Илиотропион или сообразование воли человеческой с волей Божией