Отражение троичности Бога в материальном мире

Бог есть Творец мира. Это фундаментальный догмат (вероучительная истина) не только христианства, но и других монотеистических религий. Но что Бог еще и Троица – это догмат сугубо христианский, потому что он был открыт людям только с приходом Христа. Термин «троица» не христианского, а языческого происхождения. Несмотря на это, он, как и многие понятия (например, бытие, ипостась, личность, сущность и другие), будучи взят из древнегреческой философии и переработан святыми отцами, получил христианское осмысление.

Но если Бог – Творец мира, и Его существенные свойства – одновременно и Троичность и Единосущие (равенство Лиц Святой Троицы по Божеству), то не отражены ли эти свойства в окружающем материальном мире, как характер художника в его картине? Изучением материального мира занимается наука, поэтому обратимся к ней.

академик Раушенбах

Борис Викторович Раушенбах (1915–2001), русский физик-механик.

Над научным осмыслением тайны Св. Троицы трудились многие ученые с мировым именем. Один из них – академик Б. Раушенбах, известный физик-теоретик, изобретатель космических аппаратов, впоследствии увлекшийся изучением философии иконы и богословием. Размышляя над догматом Святой Троицы, он сформулировал восемь Ее свойств, разделив их на два класса: логические (триединство, единосущность, нераздельность, соприсносущность (три Ипостаси существуют совместно и всегда), специфичность (неповторимость), взаимодействие) и нелогические (святость и живоначальность). Академик также задался целью найти такую математическую модель, которая обладала бы вышеназванными логическими свойствами Троицы. С точки зрения Раушенбаха, такой моделью является вектор в трехмерном пространстве: он имеет три компонента, и в то же время он один, и каждая из проекций его на одну из осей является вектором.

Однако у этой модели есть, по крайней мере, два недостатка: его теоретичность (отсутствие аналогов в природе) и трехмерность (поскольку пространство теоретически может быть N-мерным, то есть иметь больше 3-х пространственных координат). Поэтому другой ученый, друг Раушенбаха физик-теоретик Ю.С. Владимиров, отвергнув векторную модель как несовершенную, предложил другую научную теорию, отраженную в реальном мире (элементарных частиц) и отвечающую свойствам Троицы, сформулированным Раушенбахом.

Размышляя об основах нашего мироздания, – говорит Владимров, – я пришёл к выводу, что… в мире [атомов] первичны «отношения» или «процессы»… Есть начало [процесса], конец и переходы между начальными и конечными состояниями микросистем, которые описываются амплитудами вероятностей перехода… Уже здесь мы видим аналог Троицы – два состояния и отношение между ними.

Юрий Сергеевич Владимиров

Для описания процессов, происходящих в микромире, Владимиров обращается к бинарной геометрии. В отличие от обычной геометрии, бинарная геометрия основана на двух множествах точек, каждая из которых являет собой единство и противоположность. В микромире в качестве таких элементов выступают два типа электрически заряженных частиц, образующих атомы (электроны и ядра).

«Бинарное множество, находясь в «предвечном» взаимоотношении, являет собой… все шесть логических свойств аналога Троицы, о которых говорил Раушенбах. Точно так же в физическом мире процессы имеют три составляющие (три стороны единого): начальное состояние, конечное и то, что связывает их. При этом проявляется их единосущность: в каждом из состояний можно видеть отражение всего в целом – тут действует как бы принцип фрактальности, самоподобия, которое очевидным образом распространено в нашей природе… (см. рис. 1) Ну и, конечно, в физическом мире все строится на взаимодействии – это лежит в основе квантовых переходов». Таким образом, в самой основе мира – мире элементарных частиц – уже заложено подобие бытия образа Троицы.

Об этом подобии, запечатленном в сущности всех вещей и явлений, было открыто святым отцам еще задолго до открытия наукой квантовых взаимодействий:

«Созерцание находит в мире отражение тайны Троичности путем анализа общих проявляющихся в нем принципов (бытия, движения и различия)… В каждом отдельном бытии различаем сущность и качество (в чувственном бытии – материю и форму), с одной стороны, и связующий их в особое бытие формирующий принцип – λόγος – с другой. Наличность сущности в каждом предмете указывает на проявление в нем принципа бытийности; окачественность предмета, являющаяся не чем иным, как его энергией, движением, указывает на проявление принципа жизненности: а разнообразие самых качеств, зависящее от разнообразия формирующего начала (λόγος), указывает на проявление разумного принципа, мудро производящего такое разнообразие. Этими основными свойствами, характеризующими каждый акт творческой энергии… дается представление и об образе бытия Творческой Премудрости, Высочайшего Логоса [Сына], существенно сущего в Бытийности [Отце] и имеющего существенно сущую в себе Жизнь [Святой Дух]. Познавая так Логоса, мысль схватывает в мире лучи Троичности и в над-мысленной Единице Божества… созерцает Св. Троицу.» (14, с. 57)

Радуга

Радуга состоит из трех основных цветов — желтого, красного и синего

Фотон

Фотон имеет двойственную природу — он и волна, и частица

Есть ли другие научные данные, подтверждающие троичность, заложенною Богом в творении? Физика говорит нам о том, что самые фундаментальные категории материального мира троичны. Вселенная состоит из трех категорий, неотделимых друг от друга: пространства, времени и материи. Пространство трехмерно: каждое тело можно разложить на три проекции, каждая из которых будет изображением именно этого единственного конкретного тела. Время разделяется на прошедшее, настоящее и будущее. Их невозможно ни разделить, ни слить в одно. Материя существует в трех формах: твердом, жидком и газообразном. Из смешения трех основных цветов – красного, синего и зеленого – происходит все бесконечное разнообразие красок в нашем мире. «Материя также имеет три атрибута – вещество, энергию, информацию. Они не существуют по отдельности, но также не привязаны к конкретному носителю. Это позволяет говорить об их самостоятельном существовании».

Известный ученый-физик Шредингер открыл дуализм элементарных частиц. «Однако если рассмотреть глубже природу того же электрона, — говорит физик, — то мы увидим не дуализм, а тринитаризм. Пока электрон движется, его обнаружить невозможно, и мы не знаем – он волна или частица. Если мы его обнаружим (т.е. остановим), мы все про него узнаем, но электрон перестанет существовать – превратится в чистую информацию. В этом проявление триединства элементарных частиц: частица (материя), волна (энергия), информация».

Биология на основании изучения процесса оплодотворения – слияния двух разнополых живых клеток и рождения от них новой живой клетки – дает представление о круговороте Жизни в Недрах Св. Троицы. Само рождение (появление нового живого существа от другого посредством третьего) таинственно прообразует взаимоотношения между Лицами Св. Троицы. Высшей степени это уподобление достигает в рождении человека, где два существа единые по природе (человек) и различные по ипостаси (мужчина и женщина) дают жизнь новому существу, единому им по природе, но отличающемуся от них по ипостаси (ребенок). Хотя это сравнение очень условно, и не отражает в полноте тайну рождения Сына и исхождения Святого Духа.

Православная антропология также предполагает наличие в человеке трех составляющих: духа, души и тела, а душа в свою очередь имеет три силы: ум, воля и чувство. Последнее непосредственно показывает образ и подобие Божие в человеке и является самым сильным свидетельством о Боге-Троице. Проявления Троичности Создателя можно найти и с помощью изучения других естественных наук – химии, биологии, астрономии.

Удивительным свидетельством Троичности Творца является наличие в природе фракталов.

Фракта́л (лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) — множество, обладающее свойством самоподобия (объект, в точности или приближённо совпадающий с частью себя самого, то есть целое имеет ту же форму, что и одна или более частей). В математике под фракталами понимают множества точек в евклидовом пространстве, имеющие дробную метрическую размерность (в смысле Минковского или Хаусдорфа), либо метрическую размерность, отличную от топологической, поэтому их следует отличать от прочих геометрических фигур, ограниченных конечным числом звеньев. Самоподобные фигуры, повторяющиеся конечное число раз, называются предфракталами.

Первые примеры самоподобных множеств с необычными свойствами появились в XIX веке в результате изучения непрерывных недифференцируемых функций (например, функция Больцано, функция Вейерштрасса, множество Кантора). Термин «фрактал» введён Бенуа Мандельбротом в 1975 году и получил широкую известность с выходом в 1977 году его книги «Фрактальная геометрия природы». Особую популярность фракталы обрели с развитием компьютерных технологий, позволивших эффектно визуализировать эти структуры.

Слово «фрактал» употребляется не только в качестве математического термина. Фракталом может называться предмет, обладающий, по крайней мере, одним из указанных ниже свойств:

Обладает нетривиальной структурой на всех масштабах. В этом отличие от регулярных фигур (таких как окружность, эллипс, график гладкой функции): если рассмотреть небольшой фрагмент регулярной фигуры в очень крупном масштабе, то он будет похож на фрагмент прямой. Для фрактала увеличение масштаба не ведёт к упрощению структуры, то есть на всех шкалах можно увидеть одинаково сложную картину.
Является самоподобным или приближённо самоподобным.
Обладает дробной метрической размерностью или метрической размерностью, превосходящей топологическую.
Многие объекты в природе обладают свойствами фрактала, например: побережья, облака, кроны деревьев, снежинки, система кровообращения, альвеолы.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Фрактал

Фракталы в природе как проявление самоподобия, где каждая ветвь структуры как бы рождает саму себя, а новые ветви являются точной копией своего родителя (1=2, 1=3 и т. д.), где нет начала и конца рождению и исхождению — являются указанием на троичность Творца, где каждая Ипостась является как бы самоподобием любой другой, и нет ни начала, ни конца их Бытию.

* * *
Конечно, изучая законы материального мира, невозможно постичь сущность Бога – Существа духовного. Мы можем видеть только Его проявление в мире. Поэтому познание Бога с помощью естественных наук есть частичное и несовершенное, так же как статуя или портрет человека не дают полного представления о его личности. Личность человека познается через общение с ним, так же и Бога можно познать через личное общение с Ним. А это уже область не науки, а религии.

Сергей Махонин,
г. Тюмень